Об обучении по ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
В связи с этим в декабре 2014 года были утверждены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, приказ Минобрнауки России 19 декабря 2014 г. № 1598 и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599. Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС у/о:
2016-2017 уч. год – 1 классы
2017-2018 уч. год – 1 и 2 классы
2018-2019 уч. год – 1, 2 и 3 классы
2019-2020 уч. год – 1, 2, 3 и 4 классы
В связи с этим в ГБОУ лицее №445 Курортного района Санкт-Петербурга:
- изучены примерные АООП, учебные планы;
- разработана на основе примерной программы АООП образовательной организации для детей с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- частично обеспечен кадровый состав с соответствующим повышением квалификации и материально-технические условия;
- организована информационно-просветительская работа о ФГОС с ОВЗ.
ФЗ № 273 (ч. 3 ст. 55) определяет особый порядок приема детей на обучение по адаптированной основной образовательной программе: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273;
вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273); форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем, представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР, является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
Дети с ОВЗ - разнородная по составу группа, которая включает детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;
2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения;
3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);
4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР). Обучение ребенка с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитии не предполагает использования оценочной системы. При отчислении ребенка из образовательной организации в связи с ее окончанием учащемуся выдается свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но без оценок.
Таким образом, обучение по АООП лицами с умственной отсталостью не предполагает получения ими начального, основного общего и среднего общего образования. Они не проходят государственной итоговой аттестации, поэтому выдаваемые им по окончании обучения документы являются документами об обучении (ФЗ №273-ФЗ, ст. 60 ч.).
Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательной программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
В связи с особенностями контингента обучающихся в каждом случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся по учебному плану, индивидуальному плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества.
Перевод обучающегося с ОВЗ на иную форму обучения и (или) программу осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК с момента предоставления его родителем (законным представителем), и подачи заявления на имя руководителя ОО.
С момента достижения ребенком возраста 6 лет и 6 мес. до 7 лет, если нет противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее 8 лет, родители обязаны определиться с перспективами школьного образования (согласно п.1, ст.67 Федерального закона № 273-ФЗ).
В случаях наличия сомнений в правильности выбора родителями места обучения ребенка с ними должна быть проведена консультативная беседа с предложением воспользоваться направлением на медико-психолого-педагогическую комиссию и получения консультации по поводу образовательных потребностей будущего школьника и наиболее эффективных условий их удовлетворения.
При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, справки о необходимости организации обучения на дому, для обучающегося организуется индивидуальное обучение на дому.
Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения преподавателями общеобразовательного учреждения занятий на дому (обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности).
Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей.
К обязанностям родителей (законных представителей) обучающихся относятся:
- Обязанность обеспечить получение детьми общего образования.
- Обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их и родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.
- Обязанность уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Приказ от 19.12.2014 г. № 1599 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ БУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)"
- Программно-методическое обеспечение введения ФГОС для детей с ОВЗ
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы:
- - для глухих детей
- - для слабослышащих и позднооглохших детей
- - для слепых детей
- - для слабовидящих детей
- - для детей с тяжелыми нарушениями речи
- - для детей в нарушением опорно-двигательного аппарата
- - для детей с задержкой психического развития
- - для умственно отсталых детей
- - для детей с расстройствами аутистического спектра